Глава 2-я: Из воспоминаний учеников Ванды Владимировны

“Правильный путь таков: усвой то, что сделали
твои предшественники, и иди дальше”
/ Л.Н.Толстой /

Осенью 2004 года в городе Санкт-Петербурге, благодаря силам и стараниям Мацеевской Ванды Владимировны – фехтмейстера-консультанта по историко-сценическому фехтованию и постановщика фехтовальных эпизодов в культурно-массовых мероприятиях, была создана студия европейского историко-сценического фехтования «Силуэт». Подробней о деятельности студии читайте в статье «Из истории СЕИСФ Силуэт«

***—***

drake Если когда-нибудь меня спросят, кто такой фехтмейстер, я скажу – это мой учитель, Ванда Владимировна Мацеевская. Мне неизвестны люди, которые были, если не одержимы, то фанатично преданы идее благородного искусства фехтования, люди, имеющие такой же колоссальный опыт и познания в фехтовании, как Ванда Владимировна, люди, отдающие себя полностью шпаге и ботфортам, ценящие звон клинка и шпор превыше многих других современных идеалов и предпочитающие полевой костер домашнему комфорту.

Человек, искренне любящий свое дело, не может не достичь высоких ступеней познания фехтования, а для Ванды Владимировны увлечение шпагой переросло из обычного хобби в профессию очень давно. Больше сорока лет Ванда Владимировна посвятила изучению истории и техники фехтования, как она сама описывала свой опыт в мемуарах, и значительную часть этого времени она отдала своим ученикам. «Нет школы и нет учителя, если нет тех, кто пронесет это знание и умение сквозь время», говаривала она. И ведь правда – школа будет позабыта, если она не оставит после себя последователей.

Школа Ванды Владимировны Мацеевской, как особенный и легко узнаваемый почерк среди общей массы увлекающихся фехтованием, осталась в тех, кто смог пройти тяжелую и изнурительную подготовку под её началом. Мне известно лишь несколько человек, которые смогли продержаться достаточно долго, чтобы выучиться настолько, что их фехтовальный стиль стал их визитной карточкой в небольшом, но широко известном в узких кругах обществе истинных ценителей шпаги.

«Нам не нужно говорить, откуда Вы. Мы это видим. Вы учились у Мацеевской!», — встречают таких людей в фехтовальных залах иногда после первого поединка, а иногда даже и после приветственного салюта. Но даже те, кто «недотерпел» до финального экзамена, имели уже такую подготовку, которая позволяла им встречаться в дружеских поединках с достаточно опытными фехтовальщиками и не ударить в грязь лицом.

Путь Ванды Владимировны на фехтовальном поприще долог, тернист, но полон колоссального и бесценного опыта. Огромное количество сценических выступлений, участий в культурно-массовых мероприятиях в составе её клуба «Драбант», настоящих дуэлей с кровью на шпагах и саблях, верховых поединках и съемок в художественных фильмах сопровождали дорогу её фехтовальной жизни. Где-то одна, где-то с друзьями и знакомыми, которых у неё было немного, Ванда Владимировна шла по ней с оружием наперевес, и никогда её рука, в которой шпага ли, сабля ли, не подводила.

Проводя фехтовальные занятия, Ванда Владимировна была строга к себе и к тем, кого она учила. Многому её научил боевой опыт, и все знания и принципы, которые она преподавала, были основаны не на теории, а на, буквально, кровавой практике. Благодаря её неусыпному надзору ни на одном занятии не было ни одного травмоопасного случая. Если она давала какое-либо упражнение, пусть даже самое простое, она требовала неукоснительного его исполнения, порой доводя учеников до слез и кровавых мозолей. Во всем фехтовальном мире она  имела репутацию очень строгого и требовательного, но мудрого фехтмейстера. Больше сотни людей прошли через её жесткие, но опытные руки, и лишь немногие, кто сумел преодолеть все трудности обучения и смог разглядеть за изнурительными занятиями истинную их ценность, может сейчас искренне и открыто высказать слова благодарности за то время, которое Ванда Владимировна посвятила именно им. Один из таких людей – Ваш покорный слуга.

Мое знакомство с Вандой Владимировной произошло после одного из полевых фехтовальных мероприятий. Тогда, сидя в креслах и рассеянно слушая то, что предлагала она, я и представления не имел, каким образом изменится вся моя жизнь. Тогда, в окружении интересной мебели, старинного оружия и гравюр из древних фехтовальных трактатов я не понимал, насколько важна будет для меня эта информация и знания в будущем.

Однако всё пошло с первого урока. Тяжелые занятия по 4-5 часов, суровая зима (тренировки проводились на открытом воздухе в любое время года и погоду), жаркое лето, и через год мы вместе с другими учениками принимаем решение создать собственную фехтовальную группу со своим именем. Так появилась Студия европейского историко-сценического фехтования «Силуэт».

В следующие несколько лет Ванда Владимировна всё свободное время отдавала развитию Студии, подготовке методических материалов, анализу староитальянских трактатов по фехтованию, проработке трюковой и сценической подготовки, верховым занятиям, а также тщательнейшему и строжайшему персональному наблюдению за фехтовальным ростом каждого из членов Студии. Имея в своем арсенале огромный теоретический и практический материал, уникальное и лучшее в городе техническое оснащение, красивейшее оружие и сшитые собственными руками костюмы, Студия Силуэт под неустанным руководством Мацеевской принимала участие во множестве культурно-массовых мероприятий, съемках художественных и документальных фильмов, телепередач, фото- и видеопроектов.

Вплоть до самого ухода из жизни Ванда Владимировна проводила занятия, готовила материалы и упражнения для фехтовальных занятий, писала мемуары и научные работы по книгам о европейском фехтовании. Через руки Мацеевской прошло множество достойных учеников и к каждому она находила персональный подход, позволяющий полностью реализовать их физические возможности. Некоторые из учеников, если и не стали её последователями, то, получив огромный фехтовальный опыт, стали продолжать свою фехтовальную деятельность самостоятельно. Наша цель состоит в том, чтобы сохранить и преумножить ту память, которую Ванда Владимировна передала нам через свою непобедимую шпагу, оставить нашим последователям тот опыт, который мы получили благодаря её стараниям, и, в свою очередь, приложить все усилия для того, чтобы наши ученики получили самое лучшее, самое прекрасное из того, чему Ванда Владимировна была предана всю свою жизнь – благородному искусству фехтования.

С уважением и благодарностью, Артём Drake Шабанов.

***-***

Рубцова Галина Волею случая в мае 2005 года я попала на  праздник исторического фехтования, приуроченный ко Дню города, который проходил во дворе Музея Артиллерии (г.СПб).  Там я познакомилась с Вандой Владимировной.

Мне нравились индивидуальные занятия на природе в Шуваловском парке у озера.  Здесь я почувствовала главное: есть человек, который сильно стремится передать свой опыт другим, есть я, тот который очень хочет перенять этот опыт.

 Ванда Владимировна точно чувствовала какую степень физ.нагрузки можно мне дать, ведь сначала нужно было подготовить тело, как говориться «накачать фехтовальные мышцы». Я видела красивые и точные движения оружием, и я явно ощущала что я учусь у профессионала своего дела.

И теперь, спустя несколько лет, и у меня есть потребность передать мои знания, мое понимание фехтования другим, тем кому это интересно.

 Рубцова Галина

Читать далее —> Глава 3-я: Стихи Ванды Владимировны