Профессионалом человека делает не диплом и не репутация,
а именно практическое знание всего, что относится к делу.
<— часть 2-я; Часть 3-я
Не раз в жизни я наблюдала ситуации, в которых человек очень сильно о чем-то мечтающий, просто делает свое дело — четко и качественно, а обстоятельства сами со временем складываются, создавая благоприятную ситуацию. С нашим фехтовальным коллективом это обстояло именно так.Однажды при подготовке к одному из культмассовых мероприятий, в которых должны были участвовать и мы в качестве исполнителей фехтовального действа, выяснилось, что никто из конников совершенно не может сколько-нибудь прилично показать фехтование. Иными словами — с лошадью они умеют обращаться здорово, но вот с клинком — никак! А условия требовали акцента именно на пешем фехтовании, причем на историческом интерьере в Марли (Петергоф, Нижний парк). Предложение режиссера было жестким — кто проезжает на лошади, тот и должен вступить в фехтовальный бой, но пешим порядком. Конники для этого категорически не годились, поэтому обратились к имеющимся фехтовальщикам-баталистам. Так судьба предоставила шанс научиться ездить верхом. (И это совпадает с историческими реалиями — трудно было «во времена мушкетеров» найти фехтовальщика, не умеющего ездить верхом на лошади.)
Применительно к указанной выше ситуации скажу только, что мы свою задачу выполнили, и за неделю до выступления, совсем без какой-либо предварительной подготовки, были посажены в седло. Неделю спустя мы еле шевелили ногами, но на шагу сидели в седле, как заправские кавалеристы и даже немножко пытались порысить. Конечно, это теперь, годы спустя у меня вызывает улыбку, но тогда мы спасли ситуацию и не ударили в грязь лицом. В дальнейшем мы приобрели навык езды с оружием в руке, управляя лошадью одной рукой и шпорами. Дело в том, что в кино можно сделать все, и не умеющий ездить верхом актер, на экране будет лихим наездником. Это результат монтажа. А на выступлении монтажа не сделаешь и не переснимешь — все по-настоящему. Поэтому опыт выступлений на площадке, по моему мнению, является хорошей школой подготовки.
Один из инструкторов по верховой езде с хорошей кавалерийской подготовкой (срочную службу он проходил в подмосковном кавалерийском полку) изъявил желание взять у меня курс уроков по фехтованию на исторической сабле, пешим порядком. В обмен на это предлагал мне и моим напарникам по клинку свою инструкторскую помощь в овладении искусством верховой езды. Заниматься приходилось по ночам на разных конюшнях — там, где это было возможно, но и это нас устраивало. Таким образом, я стала не только фехтовальщицей, но и наездницей с саблей в руке. Да простят меня господа спортсмены-конники, которые снисходительно улыбнутся, читая эти строки, но я никогда никому из них конкуренции не составляла. Однако, саблей на лошади они вряд-ли смогут действовать наравне со мной — тому уже много подтверждений было; люди готовы были платить деньги и платили за наши поединки с клинком на лошади. В целом, к спорту на лошади, езда с саблей имеет такое же «близкое отношение», как современная спортивная электрорапира к старинному немецкому шлегеру или палашу (это скорее для тех, кому эта разница понятна). Словом, везде нужна своя «сноровка, закалка, тренировка» как поется в известной в 50-60 х годах песне.
Позже, в конце 80-х годов, мой ученик и инструктор по верховой езде в одном лице А.И.Лупинович стал директором КСК «Фаворит» и на культурно-массовые мероприятия ангажировал автора этих строк в качестве постановщика фехтовальных сцен в пешем и конном порядке. Жалоб на плохое качество работы я не получила ни разу. Если говорить о деятельности автора этих строк в качестве постановщика фехтовально-батальных сцен то, нужно сразу оговориться, что в кино у меня опыта работы почти нет. Там и мужчине то сложно быть каскадером, а дамам … Правда, сейчас, два десятка лет спустя, а то и больше ситуация другая, но я описываю события тех лет, а не день сегодняшний. Но вот участие в разного рода культ-массовых мероприятиях иногда даже было интереснее любых съемок фильма.
Советский Союз, а с ним и Коммунистическая партия ушли в былое лишь в 1991 году, а до этого направляющая роль партии ощущалась во всем, несмотря на перестроечный беспорядок и анархию. Коммунисты привыкли жить ни в чем себе не отказывая и отдыхать отдельно от рядовых трудящихся, спрятавшись где-нибудь в глубине исторических усадеб, окруженных вековыми парками. Одним из таких «оазисов» номенклатурного рая был садово-парковый комплекс «Знаменка», находящийся посередине между Петергофом и Стрельной. (это сейчас Стрельна стала местом саммитов и президентских дворцов, а тогда это была убогая окраина с заброшенным дворцом и парками.) Там в Знаменке, отгороженной от остального мира зеленым и густым парком, находился дом отдыха ВЦСПС (если не ошибаюсь), что носило характер места не для простого смертного. Дом отдыха представлял из себя довольно большой дворец кого-то из великих князей. Он был отменно отреставрирован и именно там проходили всякого рода праздники и действа, куда приглашали далеко не всех, а только очень важных лиц парт.хоз.актива или гостей интуриста — т.е. тех, кто мог безнаказанно платить валютой за все.
Само собой нас, как фехтовальщиков высокого уровня, приглашали выступать на разных площадках Змаменки. Само прогуливание в костюмах эпохи мушкетеров или Елизаветы Петровны уже оплачивалось по актерской ставке. Но основным делом была баллистика. Тут были и лихие пиратские наскоки на «ни в чем неповинных» экскурсантов (из «партхозовиков» и иностранцев, конечно), прогуливающихся по аллеям парка. (Эффект иногда превосходил задуманное, но об этом как-нибудь в другой раз.) И схватки двух героев за сердце дамы, и ограбление едущей кареты. Причем, на уровне всех остальных номеров — наши всегда брали самую высшую категорию бонитета. Ни цыгане с медведями, ни балет на плавающем в озере плоту, ни танцы, по отзывам наших зрителей так нервов им не щекотали, как выступления трюковых фехтовальщиков. Некоторые из фехтовальщиков сегодняшнего дня скривятся в презрительной ухмылке — вот ведь чем хвастается — перед партийными бонзами плясала, а это лакейство, право-дело! На это отвечу только одно — я исполняла свою работу. А работа моя заключалась в строгом и точном исполнении боя на холодном оружии разных стилей и эпох, в костюме разумеется. Кого-попало фехтовать на такие выступления не приглашали — время PR еще не наступило, а коммунисты, как и иностранцы привыкли иметь дело с высшим качеством во всем, кстати, за что и платили неплохо.
Пусть человек, меня подвергший осуждению, возьмет в руки клинок и попытается заработать фехтовальным искусством хотя бы себе на обед. Если у него это получится — он имеет право судить, если нет — пусть свое мнение держит при себе. Не ему меня судить и не моих товарищей по клинку. Много разных действ хранит в недрах своего парка Знаменка — этот уединенный уголок, где столько раз скрещивала я клинок со своими друзьями-фехтовальщиками во славу нашего древнего искусства владения холодным оружием. Но всему — и хорошему и плохому приходит конец. В августе 1991 года произошел путч, рухнула несокрушимая коммунистическая партия, и к власти пришли «демократы». (Эти последние только что побросали свои партбилеты подальше и начав хватать все без меры и разбора, даже не заметили, как развалили страну, да и на эту страну им было совсем наплевать). Вместе с рухнувшей экономикой стало очень сложно жить честным трудом. Вокруг останавливались фабрики и заводы, пропадали продукты и товары. Профессионализм стал не в чести. Зато в чести стало перепродать подороже, купив подешевле. Дельцы разных мастей стали заниматься самой отвратительной спекуляцией именуя все это красивым словом — «бизнес». На этой мутной и грязной волне всплыли многие из тех, кто в нормальной, обустроенной жизни тихо покоился на «дне», не поднимаясь на поверхность. Что касается великого искусства исторического фехтования, то оно отнюдь не прекратило своего развития, но приобрело свои новые формы. В обществе, живущем по принципу «все сразу и сейчас!» трудно найти место Искусству, которое требует времени, очень много любви к себе, и Усердия. Усердия на многие годы …
Друзья мои — фехтовальщики, трюковые бойцы из нашего коллектива не все «удержались в седле» на крутых перепадах жизненного пути. От пули наемного убийцы погиб мой ученик и мой же учитель верховой езды А.И.Лупинович. Не выдержало сердце у соратника Н.В.Чугунова, умершего в 1998 году. Его ученики — Р.Каприлов и С.Мишенев организовали свои собственные фехтовальные коллективы, в которых продолжают заниматься фехтованием без лампочек и проводов.
Здоровье подвело и автора этих строк. После страшной аварии на шоссе С-Петербург-Таллинн, где я чудом осталась в живых с массой переломов и рваных ран, пришлось оставить занятия практическим фехтованием. 5 лет мне не удавалось вернуться к нормальной фехтовальной форме и только летом 1998 года я вновь смогла взять клинок в руку, а ногу продеть в стремя. К тому времени из моих бывших напарников остался лишь один. Это мой одноклассник, с которым мы фехтовали в Удельнинском парке. Но жизнь его изменила — он увлекся баскетболом и сейчас работает тренером в спортивной школе. Взять клинок в руки не спешит, время сделало его медлительным, малоподвижным и очень грузным. Любовь к фехтованию в нем совсем не угасла, но уступила свое первенство баскетбольной команде мальчишек, которую он растит и лелеет, как свое любимое дитя. От романтика-юноши в нем уже ничего не осталось, как и от трюкового фехтовальщика. Видеть мне это больно, но поделать уже ничего нельзя. Такова жизнь.
А жизнь идет своим чередом — и Добру и Злу свое время и место. Если твое сердце не утратило тяги к клинку — найди в себе силы начать все с начала. Тем более, что есть теоретическая, а кроме того — практическая база. Наверняка, поблизости есть люди, которым очень нужен твой опыт, несмотря на то, что за окном век 21-й уже не один год. Верится, что славное искусство исторического фехтования найдет своего почитателя и не будет утратой истории. Следует только делать свое дело, без спешки и буффонады. Тогда люди увидят это и оценят по-достоинству. А оценив — придут к мастеру. И будет новая жизнь …
AGE QUOD AGIS!
1998-2007 годы
В.Мацеевская
Читать далее —> Глава 2-я: Из воспоминаний учеников Ванды Владимировны